Заболевания глаз различной этиологии и сложности имеют не только взрослые, но и дети. Среди болезней отмечаются: косоглазие, близорукость, дальнозоркость, амблиопия и др.
Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития. Однако у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушена, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания. Именно поэтому они нуждаются в особенных условиях обучения и развития. Право детей с особыми возможностями здоровья на обучение реализуется в условиях специальных центров, учреждений для слепых и слабовидящих детей.
Их специфика проявляется в следующем:
в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
в модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
в дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
в специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы;
в усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
При воспитании и развитии таких детей, при подготовке их к самостоятельной жизни, при облегчении деятельности используют специальные коррекционные средства.
Например, оптические средства коррекции. К ним относятся различного рода лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты. Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии.
В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.
Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.
Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой тиражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания.
В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидящих и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.
Сегодня состоялось торжественное открытие Луганского учебно-реабилитационного центра.
Луганский учебно-реабилитационный центр – единственное учреждение в Республике, предоставляющее комплекс педагогических, психологических и социально-медицинских услуг детям с нарушением зрения.
Центр рассчитан на 20 детей, в нем дети будут находиться на постоянной основе, ученики обеспечены питанием, замечательными условиями для проживания.
В формате специализированного центра обучением, развитием и воспитанием детей будут заниматься профессионалы: тифлопедагоги, психологи и медики.
В специальном центре для детей с особыми образовательными потребностями созданы лучшие условия для наблюдения, лечения и профилактики нарушений зрения, а также для обучения. Специальное оборудование и методики обучения и среда в спецшколе приспособлены к нуждам детей с нарушениями зрения.
А это позволит достигать положительных результатов в процессе адаптации и социализации воспитанников.